C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\окорок.png

СУВЕНИР ИЗ ЭРКОЛАНО Часть I. Свинолемма

1.Общие сведения и история.

«Сувени́р (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении  страныгорода, национального паркамузеяхрама, объекта культуры, какого-то другого места или мероприятия туристамипаломниками и др. Сувенирная продукция брендовзнаменитостей, музыкантов, спорстменов может называется мерченда́йз или сокращённо мерч (англ. merchandise — продвигать, продавать). Сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены»,-так в интернете даётся определение сувениру.

Сувенир, о котором пойдёт речь далее, пока называется иначе и брендовым «мерчем» ему только ещё предстоит стать. Он называется и выглядит весьма экзотично и даже навевает аппетит. Это археологическая находка на раскопках древнего города Геркуланума называется «Часы-прошутто» или зовётся карманными солнечными часами. Но это не часы. И об этом пока ни слова.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\окорок.png

Сие диво выполнено в форме свиного окорока из бронзы, с загадочной таблицей и названиями месяцев года. Размеры часов: высота — 11,6 см; ширина — 8 см; толщина — 1,7 см. Датировка — I век н.э. Национальный археологический музей Неаполя хранит эту вещицу в настоящее время. Её называют ещё карманными «свиными часами», ибо «прошутто»-это ветчина в переводе с итальянского. Надо отметить, что «прошутто» и «поросят(ина)»-это одно и то же слово.

«Геркула́нум (лат. Herculaneumитал. Ercolano) — древнеримский город в итальянском регионе Кампания, на берегу Неаполитанского залива, рядом с современным Эрколано. Равно, как города Помпеи и Стабии, прекратил существование во время извержения Везувия осенью 79 года — был погребён под слоем пирокластических потоков. Геркуланум наряду с Помпеями внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 829»,-Википедия.

«Часы-прошутто» были найдены в XVIII веке (11 июня 1755 года) на знаменитой Вилле Папирусов в Геркулануме, где была обнаружена библиотека с обугленными свитками. Во время раскопок виллы нашли несколько причудливую находку: кусок посеребренной и позолоченной бронзы, умещавшийся на ладони. Ученые сообразили, что это не забавная безделушка, а портативные солнечные часы, возможно, древнейшие в мире. К необычному артефакту приклеилось прозвище «Окорок»- Prosciutto (прошутто). Первые описания предмета были опубликованы в 1762 году, Предмет был занесён в книгу «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» под редакцией Дени Дидро и Жана ле Ронда Д’Аламбера. Единственная проблема в том, что описание было не особенно точным.  По их словам, солнечные часы были “в форме рукава”. В 1762 году была опубликована первая научная работа, в которой часы -прошутто были отмечены за их великолепие в каталоге «Древности Геркуланума». Его авторы исправили фактические ошибки, с трудом скрывая свое презрение к тому, что французские энциклопедисты не смогли даже распознать окорок-прошутто, когда увидели его. Забегая вперёд: французские энциклопедисты были правы и совершенно напрасно были осмеяны, хотя и сторонники свиных часов-прошютто так же были правы в том, что бронзовая отливка действительно была окороком. Оба лагеря учёных были правы, но не пошли дальше идеи солнечных часов с хвостом-гномоном, которого не было.

Солнечные часы теперь являются частью постоянной коллекции Национального археологического музея Неаполя. Весной 2017 она ненадолго побывала в Нью-Йорке в рамках выставки “Время и космос” в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета. Именно там они нашли нового поклонника, который внедрил новые технологии в исследование «солнечных часов». Это был археолог Кристофер Парслоу из Уэслианского университета (США). По версии Парслоу, свинья была символом философии эпикурейцев, которые призывали жить настоящим и ценить каждый прожитый день. Эта версия взялась не с потолка – часы были найдены на вилле Папирусов, которая получила свое название благодаря огромной коллекции найденных там обугленных свитков. Их трудно прочитать даже с помощью современных технологий, но большинство уже изученных текстов относятся к эпикурейской школе. У эпикурейцев было отличное чувство юмора, поясняет Кеннет Лэпатин, куратор отдела древностей музея Гетти. По его мнению, форма часов может быть своеобразной мрачной шуткой, мол, «наслаждайся жизнью, пока можешь, ведь кто знает – вдруг ты закончишь свои дни как та свинья».

По мнению Парслоу эта вещь тоже была солнечными часами, дорогой, высокостатусной, как нынешние дорогие швейцарские часы. Но чтобы пользоваться ею, требовались определенные навыки. И чтобы уяснить «ход» часов-прошутто была создана 3D-модель на 3D-принтере. Исследователь убедился, что часы работают, хотя ветер, раскачивающий подвешенное изделие, вносит погрешность. Недостающий хвост допечатали на принтере, предварительно рассчитав его положение.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\печать.png

На одной стороне часов находился “циферблат” в виде слегка изогнутой сетки, вертикальные линии обозначали месяцы (по два на линию), а горизонтальные указывали количество часов после восхода солнца или до заката. “Свиной хвост” (гномон) должен был отбрасывать тень на сетку, но у этих часов гномон отломился. Часы подвешивались на веревочке, чтобы солнце падало на левую сторону. Пользователь выравнивал часы так, чтобы кончик тени хвоста оказался на вертикальной линии текущего месяца. Затем нужно было подсчитать количество горизонтальных линий — от верхней линии до линии, ближайшей к кончику тени.
Результат Кристофер Парслоу получил, подгоняя находку под идею часов. Его, как и всех остальных, ввёл в заблуждение тот факт, что количество дневных часов у римлян круглый год было одинаковым (6), поэтому зимний час был значительно короче летнего. Обычные солнечные часы могли указывать время с точностью до четверти часа — более высокая точность римлянам в быту и не требовалась. Нам в быту тоже особо четверть часа не играет роли, ведь редко кто живёт по строгому расписанию в собственном доме. С такой же погрешностью, видимо, согласился и Кристофер Парслоу, если он убедился, что бронзовая находка в виде окорока является карманными часами. Исследователь планировал поработать над длиной “хвоста”, чтобы повысить точность часов. По его мнению, теоретически конструкция позволяет определять время с точностью до четверти часа. Но «масштаб всего объекта настолько мал, и его так трудно удержать на месте, что эта точность является скорее теоретической, чем реальной».

2. «Не верю!»- К.С.Станиславский (режиссёр).

Кристофер Парслоу- человек науки и проделал хорошую работу, но её всё же надо переделать. Часы с погрешностью- это не часы. Это хлам. Тут даже фирма не имеет значения. И гномона в виде поросячьего хвоста у бронзового окорока не было изначально, т.к. это не часы. К гномону бронзовый окорок может иметь отношение, если его использовать в качестве отвеса для вертикальной установки этого гномона-столба, отбрасывающего тень на часовые отметки. Как устроены солнечные часы знают все, а в Геркулануме (Лондоне, Риме, Париже и т.п.),равно, как и в любом месте, гномоном служит любая высотка. Каждый житель своего района в любом населённом пункте по тени, отбрасываемой строением, столбом или деревом прекрасно скажет который час и ошибка так же не превысит четверти часа. Так же происходит и сейчас, и так же было в древнем Геркулануме. Карманные часы размером 8*11,6*1,7см в бронзе весят достаточно много, чтобы их таскать на себе в жару. В отсутствии солнца они вообще бесполезны. На шее такой вес на жаре сотрёт кожу до болячки, на поясе бронзовый увесистый предмет будет болтаться и бить по бедру при каждом шаге до синяков. Добавьте ещё сюда гномон- поросячий хвост, а по сути- бронзовый гвоздь, который исколет тело, порвёт одежду и нанесёт увечье прохожему, то станет очевидна бессмысленность и опасность такой безделушки.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\сетка.png

Если взять во внимание, что на жаре за 40° в тени бронзовая блямба обязательно будет обжигать руки и тело, то пользоваться таким прибором будет невозможно. Совершенно неудобочитаемая сетка на окороке с раскалённым хвостом-гвоздём требует специальной постановки тела и манипуляций с предметом, обжигающим руки, стоя на жаре, когда пот льёт ручьём, заливая глаза. Конечно же, это не часы уже поэтому.

Время мы определяем мельком и походя по высоте солнца; по теням; по тому, что проголодались; по пению птиц на рассвете и закате; по цветам; по звёздам; по крику петуха и т.д. В каждом месте есть свой набор признаков. Сегодня мы кидаем быстрый взгляд на часы или окружающее нас пространство и уже знаем ответ. Так было и в древности. Для особых мероприятий и ведения календаря были солнечные или песочные часы, в Геркулануме их было около десятка. Карманные солнечные часы в таком виде были бесполезны, захоти их кто-то создать. Но кто-то сотворил из бронзы этот окорок и этот кто-то имел определённую цель. Окорок в бронзе воспроизводит анатомически точное строение с обеих сторон. На внутренней стороне окорока хорошо выполнена даже часть тазовой кости. Зачем?

При забое и разрубе свиной туши на части обычно эту кость не оставляют на окороке, если…. Если этот окорок не собираются жарить целиком на вертеле, ибо для засолки, последующего вяления и созревания окорока эта кость не нужна. Она утяжеляет окорок и мешает формированию защитной корочки-слоя на мясе. Именно так и делают знаменитый испанский хамон. А вот для прожарки на вертеле эта кость очень даже поможет, ибо создаст как раз дополнительную устойчивость жарящемуся окороку на самом вертеле. Ибо в процессе готовки на огне мясо уменьшает свой вес, меняет форму. Прокрутка вертела пробивает в мясе свободный тоннель и вертел просто начинает проворачиваться в этом большом куске мяса, и жариться будет тогда только одна сторона- та, что тяжелее. И вот в этом случае-то и нужна оставленная кость, как упор для вертела, для смещения центра тяжести и перераспределения веса. Без тазовой кости центр масс будет находиться в точке на бедренной кости, которая соединена в коленный сустав с берцовыми костями. На фото окорока коленный сустав- хорошо заметный выступ-угол. Именно такой окорок и будет через время просто висеть на вертеле над огнём одной своей стороной. Тазовая кость делит центр масс надвое, тогда вес окорока почти равномерно распределён по оси вертела. Окорок можно будет поворачивать даже тогда, когда мясо на нём уже слишком свободно ходит на оси вертела. Мастер не поленился и добавил весу в своё бронзовое изделие, поработал над другой частью без лёгкой стилизации и передал абсолютно точно строение свиной ноги с тазовой костью намеренно. Но для карманных солнечных часов зачем такой выпирающий выступ с внутренней стороны нужен? Без него можно было бы легко обойтись, задумай кто-то носить это неудобье на шее или на поясе.

На сыровяленый окорок эту кость не оставляют. Сыровяленое мясо можно хранить год и более, что в морских путешествиях было основным продуктом питания. Долго хранить можно только сыровяленый хамон, а не прожаренное мясо, которое необходимо съесть как можно быстрее. Климат Италии совсем не скандинавский, если не подниматься в Альпы.

3. Хамон и его история.

Из интернета: «Эта история началась еще в первой половине VIII века, во время долгой войны за объединение Испании: в процессе «отвоевания» христианами земель Пиренейского полуострова  началось крещение евреев и изгнание их вместе с арабами с мест традиционного обитания. Евреям, которые изъявляли желание остаться, предлагали перекреститься и взять испанское имя, доказательством их веры должно было стать прилюдное поедание хамона на причастии. Конечно, в храме готовить свинину было противоестественно, а вот чтобы висела нога хамона, служители церкви особо не возражали. И тогда на причастии вместе с красным вином евреев и арабов заставляли съедать хамон. С тех пор повсеместно стали развешивать хамоны, скажем так «хамон пошел в люди». В тавернах, в фермерских хозяйствах, в жилых домах –  везде гроздьями висел хамон. Это всего лишь одна из причин повсеместного распространения хамона, ведь появился он еще во II веке до нашей эры. Этот продукт, благодаря своим питательным и полезным свойствам входил в список обязательных блюд настоящих римских легионеров,  чтобы быть крепкими и выносливыми».

Испанское Jamon- хамон произошло от латинского gamba(гамба)-нога, что подразумевает наличие коленного сустава и копыта. Иначе нога обозначается другим словом. Окорок-хамон обязательно имеет этот сустав и окружающую его мышечную ткань-мясо, имеет и копыто. Версия с латинским корнем слова выглядит красиво, но это промежуточная станция. Слово gamba-это латинское произношение слова “jumbo”, которое пришло из Африки и означает “толстяк” в хорошем смысле слова (поскольку упитанность считается признаком богатства и процветания). Вот это уже ближе к свиной ноге-толстой и мясистой. Именно за эти качества и ценится свинья, за свои округлые формы. Испанцы, как народ,-это выходцы с северного побережья Африки, из Карфагена и Финикии, поэтому это слово прижилось именно в Испании и далее латинизировалось.

Джамбо(jumbo) –гамба(gamba)-хамон (Jamon),-таков путь свиного окорока хамона. Испанцы, они же бывшие карфагеняне и финикийцы, были превосходными мореплавателями, которым в морских путешествиях требовался именно сыровяленый хамон. Но и это ещё не всё, ибо корень вышеперечисленных родственников свиного окорока есть слово Amon-Амон-рог. Причём так египтяне (Африка) называли бараний рог. Амон несёт в себе идею кручения- вращения, утолщения, преломления и наращивания по мере роста. Смысл амона- приращение через преломление до максимальных круглых форм, набор вещества и компактная его упаковка в круг(спираль). Рог на голове барана отрастает и преломляется, формируя выступ -место его преломления, становясь ребристым и круглым. Именно малые преломления закручивают рог. Преломление-это образование угла. Можно сказать, что « рог-амон» и «угол-преломление»-это синонимы.

Рог закручивается, он постоянно прирастает и загибается. Малые углы фрмируют круглую форму. Именно поэтому задняя нога и имеет округлую форму –там есть прямой угол коленного сустава, обшитый мышцами. Это придаёт округлость задним конечностям свиньи. Хамон на своём конце имеет копыто-роговый башмак. Копыто-это та же самая ткань, что формирует и рог амон на голове барана. Любой рог-это производное кожи. Так же, как амон, ведёт себя и коленный сустав: он сгибается-преломляется, а бедренная и берцовые кости этого сустава соединены в прямой угол. И на подвесе окорока угол сохраняется. На бронзовом окороке из Геркуланума этот прямой угол-амон выражен очень чётко и рельефно, т.к. ему отводится по смыслу главная роль. Запястный сустав передней конечности тоже сгибается на достаточно маленький угол и разгибается на 180°. Но передние ноги не так хорошо обмускулены, как задние, а прямой угол формируется сочленением лопатки с плечевой костью. Это сочленение не выделяется углом у упитанной свиньи, как виден коленный сустав. Поэтому только задние окорока называют «хамон» из-за коленного сустава, из-за амона-угла преломления, и ценятся они выше. Передние ноги зовутся «палета» и стоят дешевле. Хамон всегда больше палеты.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\хамон.png

В завершение рассказа о хамоне надо сказать, что самым дорогим сортом является хамон от иберийских чёрных свиней. Иберийские свиньи — это уникальная порода, родом с Пиренейского полуострова, известная со времён, когда Римская империя прокладывала здесь дороги и завозила скот и свиней в том числе. За годы эволюции иберийские свиньи стали особенными. Прежде всего, они выросли в крупных и сильных животных. Однако их особенность заключается не только в физических характеристиках. Они способны накапливать жир между мышечными волокнами в мякоти мяса, образуя неповторимый мраморный рисунок и уникальный вкус. Самый дорогой хамон-это хамон иберико (исп. jamón ibérico, часто называемый «pata negra» — «чёрная нога») на желудёвом откорме. Этот вид хамона в обязательном порядке венчает чёрное свиное копыто с его родным роговым башмаком. Хамон великолепно хранится даже после надрезания- пять месяцев, как допустимая норма. Конечно же, такой продукт был всегда востребован на суше и на море. Сыровяленый окорок ели и римские легионеры, ели и крестьяне, и рабы (иначе без мясной пищи раб не сможет долго работать на одной полбе), его ели сенаторы и императоры. Бочки, глиняные горшки и корзины с окороками грузились на каждое судно, уходящее в морскую даль. Мясо отлично хранилось. Ценность этого продукта замечательно обрисована украинской пословицей: «Тому що, хто з салом тот и прав!» (комментарий к пословице из интернета: «Во, ёпт»!).Превзойти в долгосрочности натуральный испанский хамон смог только бронзовый окорок из Геркуланума. Оригинал же его всё же предназначался для жарки.

3. Особые приметы сувенира из Эрколано.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\кость.png

Для отливки окорока из бронзы в качестве карманных часов мастер сделал слишком детализированный образец, хотя внутренняя сторона вообще не нужна и должна быть просто плоской и гладкой. И есть ещё деталь-это обрубок свиного хвоста. Он есть, хотя при разделке туши хвост обычно кидают собакам и не заморачиваются с его готовкой. И хвост действительно отсекли, но намеренно оставили обрубок. Зачем? Окороку для сыровяления этот довесок совсем без надобности, как и для жарки на вертеле- этот хвост быстро сгорит и обуглится, а вырезать его с окорока прямо над горячими углями -это плохая затея. Но обрубок зачем-то был нужен автору изделия, раз он его «прирезал» к свиной ноге. Зачем?

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\метки.png

Затем, что мастер хотел отразить и донести какую-то идею этой специфичной формой бронзового изделия. И цели он достиг: мастер создал бронзовый окорок по аналогии с нашей Землёй, которая так же «жарится» и вращается под солнцем на своей оси, словно свиная нога на вертеле. И тогда становится ясно, зачем этому окороку нужны точнейшие натуралистические дополнения, ибо Земля делится по сторонам света и каждая сторона окорока ,поэтому, имеет свою отметку. На рисунке синей звездой отмечен север-направление на Полярную звезду; зелёная стрелка-юг; жёлтый круг-восток(восход); красный –запад(закат). Солнце востока-это коленный сустав- угол преломления или амон. Вот именно по этой причине окорок имеет обрубок хвоста-это метка запада, ибо под хвостом располагаются естественные отверстия для выведения отходов жизнедеятельности-того, что прежде вошло через ротовое отверстие вкусной пищей для организма: свежей и питательной .

Свежее и новое всегда приходит с восходом солнца и теряет эти качества к закату: увядают цветы, портится приготовленная пища из-за жары, а утренняя бодрость сменяется вечерней усталостью. Запад приносил холод и голод, а с востока шло тепло и надежда на обильный урожай. Хвост-это «окончание» туловища, противоположность голове. Голова и Хвост соотносятся, как восток-Начало дня и запад-Конец дня. Итак,Восток-Начало-это Амон. Коленный сустав у свиньи (жёлтый кружок) своим углом обращён к голове, поэтому это восточное направление восхода. Есть и ещё одна причина-о ней позже. И совершенно не случайно скакательный сустав обозначил собою север-Полярную звезду. Сустав этот имеет выступ-пяточную кость.

Пяточная кость у человека принимает на себя весь его вес и позволяет прокрутиться на пятке очень легко и свободно.На пальцах прокрутиться уже гораздо сложнее, чем на пятке, поэтому балерины надевают пуанты с тупым носком-пятачком или пяточкой,чтобы,стоя на нём, крутить свои чудные фуэте. Такова же и «небесная пятка»-Полярная звезда, ибо наш небосвод вращается вокруг неё. У свиньи пятка не касается земли (у всех пальцеходящих) и вес тела приходится на пальцы- раздвоенное копыто. Только вот раздвоенное копыто-пальцы не несёт в себе идею единого центра вращения, поэтому-то его тут нет. Да и для жарки на вертеле голяшка с копытом совсем ни к чему. У бронзового окорока есть только скакательный сустав, который своим продолжением имеет берцовую и бедренную кости. Это мощные кости, на которые приходится большой вес мышечной массы, т.к. задние ноги всегда сильнее передних и это самые ценные окорока. Кости эти есть осевая структура окорока, как и позвоночник для всего тела.Так же и Земля имеет гипотетическую ось вращения, делающая её похожей на окорок. И ещё: на фото окорок подвешен, как и полагается при хранении, т.е. нога перевёрнута копытом вверх, хотя его тут нет. Когда же живая свинья опирается на копыта, то её пяточная кость скакательного сустава устремлена в небеса и указывает на Полярную звезду. На фото скелета задних конечностей свиньи пяточная кость сустава выделена синей звездой. Бронзовый окорок подвешен за кольцо, которое крепится к скакательному суставу с выступом пяточной кости.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\пятка.png

Именно таким способом и подвешивают окорок при разделке туши, но не за кольцо, а на крюк. Одним острым концом крюка пробивают отверстие в мышечной ткани между берцовыми костями у скакательного сустава. Второй загнутый конец крюка перекидывается на горизонтальную балку. Скакательный сустав не даёт огромному куску мяса соскользнуть с крюка под своим весом,как если бы его просто насадили на крюк, пронзив мягкие ткани мышц.

Создатель бронзовых «свиных часов» не упустил этот факт из внимания, ибо хорошо знал как вести хозяйство, знал технологию забоя и анатомию. Это был человек, имевший опыт в этих вопросах. Удивляться нечему тут,ибо даже Одиссей- правитель Итаки-сам резал овец, а Парис, похитивший Елену и развязавший Троянскую войну, до этого пас свиней по склонам виноградников и оливковых рощ. В каждом городе было с десяток и более храмов с жертвенниками для животных. Приносимых в жертву животных закалывали на глазах толпы и так же разделывали туши. Жертвенники были в каждом частном доме, были и хозпостройки для животных и птицы на виллах, где их забивали для пропитания и продажи. Будущие сенаторы нередко в детстве пасли отцовский скот вместе с рабами, приглядывая и за скотиной, и за рабами. Каждый мужчина-гражданини или раб знал, как надо зарезать и разделать овцу, свинью,козу и дичину. С птицей таким же способом управлялись женщины. Каждый ребёнок умел кастрировать петухов, чтобы через пару месяцев лакомиться жареным каплуном. Это была работа для маленьких детских пальчиков.

Совершенно не случайно в качестве демонстрационной модели выбрана левая свиная нога, а не правая. Для часов это разницы бы не представляло, но та идея, для чего был отлит из бронзы окорок, именно в модели левой конечности демонстрировала свою суть. И ориентиром была Полярная звезда-Север, куда были устремлены глаза. Это самая главная навигационная звезда в этом полушарии и на широтах Италии. Ближе к экватору,к центру Африки, Полярная звезда висит очень низко над горизонтом и навигационной звездой для сухопутных дорог там было удобнее считать Сириус. Средиземноморье всё же чаще ориентировалось на Полярную звезду в своих морских и сухопутных путешествиях. В морских путях средиземноморского региона Полярная звезда была самым надёжным ориентиром для определения сторон света.Стоило только поднять глаза к небу и найти её. Север- скакательный сустав, за который подвешена отливка, смотрит в небеса, и направления сторон света соответствуют истинным. Север у греческих и итальянских мореходов должен был быть над головой, чтобы бороздить южные тёплые моря, проходя мимо Африканского континента к Атлантике- крайней точке морских путей 2000лет назад. Протяжённость морского пути с востока на запад была основной транспортной веткой в регионе и далее Гибралтарского пролива, что соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном, пути не было. В направлении севера тёплых морей уже не было, климат суровел и не располагал к томной неге тёплых берегов средиземноморского побережья. На юге путешественника поджидал жаркий экваториальный пояс. Можно было обойти Африку и Мадагаскар, но далее простирались снова океанические воды и лёгкие суда уже не годились для их преодоления.

Левая свиная нога идеально соответствовала задумке,т.к. коленный сустав этой конечности отлично отражает идею Востока- восхода солнца-Начала-Амона. Коленный сустав свиньи может только сгибаться и разгибаться(так же и у человека), вращения в круовую в нём нет. Сустав постоянно меняет свой угол сочленения бедренной и двух берцовых костей при движении. Угол бри сгибании становится гораздо меньше прямого-90 °, при максимальном сжатии сустава. А при разгибании угол раскрывается на 180°. Так же ведёт себя и солнце, начиная свой восход с угла 0° на востоке, становясь в полдень на прямой угол-90 °, а затем этот угол к закату раскрывается на все180° на западе.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\солнце.png

Именно левый окорок с коленным суставом-востоком-амоном смотрит на зрителя своей лицевой стороной, на коже-шкуре которого нанесена измерительная сетка. На другой стороне настоящего окорока будет мышечный срез без шкуры, и на мясе сетку уже изобразить не получится.Правый окорок, наоборот, будет смотреть на зрителя мышечным срезом, если коленный сустав сориентировать на восток, но рисовать сетку на мышце настоящего окорока бесполезно. Именно шкура использовалась для изготовления пергаментов для записи текстов, в т.ч. и свиная. Таким образом, левый окорок был информативнее. На фото с окороком Восход-Начало-амон или раскрытие солнечного угла обозначен жёлтым кругом, здесь же и видно, как сжата сетка графика и как она постепенно раскрывается.Скакательный сустав подвешен с пяточной костью-Север и ориентирован вверх.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\метка 2.png

Но окорок можно и перевернуть пяточной костью вниз(Север). И тогда он даст обратную картину: Восток станет Западом. Всё дело в том, вверху или внизу окажется Север-пяточная кость. И тогда утренняя картина с Восходом со сжатой сетки графика, с постепенным раскрытием сетки, превратится в обратную картину Заката со сжатием сетки. Просто и гениально. Значение имела только ось Север-Юг. И если продлить большую вертикальную ось сетки-графика дальше к кольцу, то она укажет на пятку скакательного сустава- Полярную звезду. Это проекция земной оси. И в графике важна только она, как ось симметрии. Именно для акцента на симметрию был оставлен обрубок хвоста.

Автор творения прекрасно знал, что свиной хвост есть продолжение осевого скелета-позвоночника. Позвоночник есть ось тела(туши), он симметрично делит единое целое на две половины. Хвост есть метка того, что у левого окорока есть его симметричное отражение-правый окорок, а вместе они дают целостную картину. Поэтому на левом окороке шесть ячеек графика обозначены дважды: на каждую приходится два месяца календаря,чтобы получилось 12 месяцев- год. Иначе по логике пришлось бы отливать второй окорок с такой же сеткой и нумеровать так же каждый столбец соответствующим месяцем. Подпись под сеткой поэтому имеет двойной ряд из названий месяцев года. Эта сетка- график разворачивается по большой продольной оси симметрии со стороны хвоста. Ось делит землю на полушария, как позвоночник делит тело на две симметричные половины. Два окорока-это проекция западного и восточного полушария Земли. Мастеру достаточно было отлить один окорок и нанести только половину сетки, чтобы продемонстрировать этот замысел целиком.Мастер жил в Восточном полушарии, поэтому он выбрал левый окорок для демонстрации информации. На полушария землю делил не Гринвичский нулевой меридиан, конечно же, а «конец мира»-«Геркулесовы столпы» или Гибралтарский пролив(Кальпе у др. греков). Пяточная кость свиньи будет указывать на Полярную звезду, если голова её будет смотреть на Юг,при таком положении её левый бок увидит солнце на восходе-Восток, а правый бок- на закате-Запад. И направление задаёт не свинья, а Полярная звезда. Но то,что будет закатом в Восточном полушарии(Африка-большая часть, Европа, почти вся Азия, и Австралия ), в Западном полушарии ( обе Америки) будет восходом. Восход и Закт-близнецы, как пара свиных окороков. Коленный выступ левого окорока-это Восход, но аналогичный выступ на правом окороке-это Закат. Поэтому сетка-график симметрична, как симметричны Восход и Закат. Осью симметрии их является Полдень. Но всякое дело делается с Начала, с восходом солнца, а левый коленный сустав-угол амон идеально проецировал на себя сей факт. Левая свиная нога и была C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\график.png выбрана мастером в качестве образца для бронзового хамона. Но и это ещё не весь её секрет.

Месяцы графика выписаны последовательно в два ряда так, что от  июня до декабря месяцы идут в нисходящем порядке- от вершины графика на спуск. Под декабрём же оказывается и январь, и от него по восходящей, к  вершине, месяцы выписаны по порядку до июля.  Июнь и июль  оказываются на вершине и  разделены  по оси симметрии  графика. Беря во внимание тот факт, что левая прямая линия -граница графика есть ось симметрии(ось земли), то сетку на окороке надо просто зеркально отобразить, а заодно и перевернуть, чтобы график визуально смотрелся удобнее.Обозначения по месяцам теперь оказываются сверху, а график стал помесячной годовой разёрткой. Чего?

И самое поразительное- график стал напоминать выкройку рукава.Её узнает каждая портниха. В первой части этой работы уже говорилось, что: «Предмет был занесён в книгу «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» под редакцией Дени Дидро и Жана ле Ронда Д’Аламбера. Единственная проблема в том, что описание было не особенно точным. По их словам, солнечные часы были “в форме рукава.” Французов осмеяли коллеги англичане. Но французы-то как раз догадались развернуть график на окороке- отразить по оси! Итак, бронзовая находка из Геркуланума была окороком с «выкройкой рукава»! Французы и англичане были правы, каждый по- своему. Зачем карманным солнечным часам такие ухищрения? Что хотел донести автор-творец?

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\гномон.png

Мастер,конечно же, замыслил не солнечные часы и графичная сетка показывает не время по гномону-хвосту, которого никогда не было. И тень от гномона не рисует «рукав»! Гномон в течении светового дня рисует дугу на всех широтах, и кривизна дуги тем больше выражена, чем дальше гномон находится от экватора. На экваторе тень от гномона в солнечный день будет чертить просто прямую линию, т.к. солнце на экваторе стоит точно над головой в полдень- в зените. Солнце в зените не отбрасывает тень-«нулевая тень». Но это только на экваторе. На широтах тень рисует плавную дугу в каждый день каждого месяца. График на окороке имеет явно выраженный подъём по центру и симметричные выемки с кривизной по краям(осенний и весенний месяц соответственно), что превращает график в схему рукава. Но и выкройка рукава вверху не должна иметь высокий пик, но плавную кривизну,Ясно,что сетка на окороке-это не совсем то,что должен показать гномон солнечных часов. Дуга гномона и дуга графика на окороке отличаются. Разумеется, это и не выкройка рукава. Так что же это?

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\график сетка.png

Сетка-график на бронзовом окороке отображает высоту солнца над горизонтом и его постепенный подъём на максимальную высоту в летнее время и минимальную-для зимы высоту. Горизонтом графика является нижняя прямая линия. И морская водная гладь как раз и является идеальным уровнем или горизонтом. Геркуланум располагался на берегу Неаполитанского залива, условия для наблюдения за солнцем были идеальны, особенно зимой, когда солнце стоит низко и ничто не должно его заслонять. Береговая линия с постройками в таком случае мешала увидеть момент заката и восхода. Идеально гладким горизонтом была вода. Если ещё был и маяк-как ориентир и место наблюдения, а он был, то с большой степенью вероятности можно сказать, что бронзовый окорок был местным изделием. Но развёртка графика-«рукав»-это всего лишь часть картинки. Весь фасон изделия ещё предстоит увидеть, а для этого надо стачать края «рукава» и к чему-то притачать-пришить этот клетчатый «рукав» солнечного графика. Тогда-то и проявится сама фигура заказчика. Эта фигура -Аналемма Солнца. Таково её имя.И она наполнена особым смыслом, ибо есть ещё одна причина, почему именно свиная нога выбрана в качестве демонстрации солнечной аналеммы. И совсем не случайно, а намеренно. Почему мастер сделал выбор в пользу свиньи, а не лошади, осла или барана,например. Почему? Ведь и у лошади, и у других животных есть копыто, есть аналогичный скакательный сустав с пяточной костью и есть коленный. Ответ на эти вопросы и будет изложен далее по тексту работы.

4. Аналемма Солнца. Что это такое?

Википедия: «Анале́мма (греч. ανάλημμα, «основа, фундамент» солнечных часов) — кривая, соединяющая ряд последовательных положений центральной звезды планетарной системы (в нашем случае — Солнца) на небосводе одной из планет этой системы в одно и то же время суток в течение года.
Форма аналеммы на небосводе Земли определяется наклоном земной оси к плоскости эклиптики и эллиптичностью земной орбиты и имеет вид «восьмёрки». Наивысшее положение солнца на аналемме соответствует летнему солнцестоянию, низшее — зимнему. Положение в середине «восьмёрки» солнце занимает два раза в год, в середине апреля и в конце августа. Эти даты не совпадают с весенним и осенним равноденствием, а сдвинуты к лету (в южном полушарии к зиме) из-за эллиптичности земной орбиты.
Вследствие эллиптичности земной орбиты, положения солнца вблизи верхнего экстремума расположены теснее, а вблизи нижнего — реже. Это связано с тем, что вблизи зимнего солнцестояния Земля движется по орбите быстрее, так как она проходит перигелий в начале января, а вблизи летнего — медленнее (афелий в начале июля). Поскольку солнцестояния опережают дни прохождений перигелия и афелия примерно на две недели, «восьмёрка» аналеммы слегка асимметрична — восточная и западная половины чуть-чуть не похожи».

Большинству граждан слово «аналемма» мало что говорит и для полноты смысла картинка с аналеммой и датами уже наглядно демонстрирует годовой ход нашего светила. На самом же деле светило наше стабильно остаётся на месте, а вращается, словно волчок, и бежит по орбите наша замечательная планета. Для уяснения вопроса по тексту были и будут встречаться повторы фактов,как резюме, чтобы легче было воспринимать материал. Астрономию,хотя и учили в советской школе, и изложенное вполне укладывается в школьный курс, но повторить хорошо забытое старое-значит узнать заново.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\аналемма.png

На приведённой аналемме даты и месяцы идут последовательно, как и на  античном графике-рукаве, когда он склеен из двух половинок в рукав. C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\орбита.png

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\аналеммы.png

На представленном фото множества аналемм хорошо виден «рукав» из многих фигур-восьмёрок аналеммы, если их собрать в кучу с разницей во времени наблюдения. Вертикальная центральная аналемма получится, если наблюдение делалось в 12 дня, когда солнце на юге. Но и одиночная аналемма имеет форму рукава, если её разрезать и развернуть, что и сделал античный автор на бронзовом окороке. Он превратил аналемму в годовой график наблюдения за солнцем.

Что-то  помешало увидеть аналемму  французам,  англичанам и Кристоферу Парслоу, убедившему всех, что окорок из Геркуланума-это солнечные карманные часы. Парслоу просто предположил обратную симметрию длительности день/ ночь летом и зимой, беря во внимание противопоставление месяцев друг другу. Вертикальный левый крайний столбец графика (июль-январь) К.Парслоу трактовал, как одинаковое время дня в июле и ночи в январе. Всю шестёрку вертикальных граф с парными месяцами он соотнёс с тёмной и светлой частью суток. Горизонтали по мнению К.Парслоу делили каждую вертикаль(месяц) на шесть часов дня или ночи, опираясь на сведения, что длительность часа у римлян была разная, но всегда день длился шесть часов. Зависимость в принципе правильная и для идеи часов годилась, поэтому и бронзовый окорок с графиком был трактован, как часы. Для этого и был придуман свиной хвост-гномон с падающей от него тенью. Некоторые детали, в т.ч. и форма графика не вызвали сомнений. Это не ошибка учёного, это его часть пути по решению задачи, а затраты времени и средств на проверку предположения достойны большого уважения.

Аналемма не везде и не всегда выглядит одинаково. Изменение широты места съемки приводит к изменению наклона аналеммы к горизонту. Например, на экваторе она будет располагаться горизонтально. Изменение времени суток, выбранного для фотосъемки, также приводит к изменению ориентации аналеммы. Ниже на фото дано положение аналеммы в разные моменты съёмки.

В зависимости от места и времени съемки кривая может иметь разную форму и наклон. Например, если бы съемка велась в 12:00 в Гринвиче, то аналемма располагалась бы строго вертикально. Аналемма солнца уникальна для каждой точки Земли. Аналемма солнца — это одно из самых удивительных и красивых астрономических явлений нашей планеты. Появление аналеммы связано с тем, что Земля не движется по окружности вокруг солнца, а по эллипсу. Поэтому скорость движения Земли меняется в различные дни года. Аналемма, если смотреть с экватора, представляет собой прямую линию, идущую горизонтально с запада на восток. Те, кто наблюдает аналемму на Северном полюсе, увидят только верхнюю кривизну, а те, кто находится на Южном полюсе, увидят только нижнюю часть аналеммы.  Компонент аналеммы “север–юг” показывает склонение Солнца, его широту на небесной сфере или широту Земли, на которой Солнце находится прямо над головой. Компонент восток–запад показывает уравнение времени, или разницу между солнечным временем и местным средним временем. Это можно интерпретировать как то, насколько “быстро” или “медленно” движется Солнце (или аналемматические солнечные часы) по сравнению со временем на часах.

5. Ветчина и небесная механика.

Если предположить, что орбита Земли эллиптическая, но без какого-либо наклона оси, солнечная аналемма приняла бы овальную форму.  Если бы орбита Земли была круговой, ее осевой наклон привел бы к образованию аналеммы в форме восьмерки, симметричной по размеру для верхней и для нижней петлиЕсли бы не было наклона земной оси, а орбита Земли была бы круглой, а не вытянутой (эллипс),то весь год Солнце оказывалось бы в выбранное время суток в одной и той же точке на небе. Эллиптическая форма орбиты Земли влияет на форму аналеммы и выражается в следующих особенностях:

-положение Солнца в верхней части восьмерки более тесное, а в нижней части разреженное;

-асимметричность аналеммы вызвана разной скоростью движения Земли вокруг Солнца;

-точка пересечения линий «восьмерки» приходится на середину апреля и конец августа.

Фигура аналеммы получается только при условии, что земной экватор параллелен солнечному экватору. В противном случае аналемма не вышла бы в виде восьмерки. Окорок служил демонстрационной моделью самой Земли, и одновременно моделью её одного полушария. Мастер и автор знал, что есть и второй окорок- полушарие; имел понятие о земной оси, её наклоне и вращении; об орбите Земли и её движении; он знал, что орбита вытянута. График давал полноту картины вместе с формой изделия. Окорок с графиком был моделью гелиоцентрической системы, где центром выступало солнце. И светило, и Земля имели форму шара. Круглые свиные стати-полушария окороков задней части тела прекрасно проецировали на себя земной шар. А вытянутая и слегка круговая орбита –эллипс напоминала собой хорошо упитанную свинью, у которой ширина немногим уступала длине. Но и это ещё не вся тайна бронзового окорока.

Античный автор графика- аналеммы Солнца хорошо разбирался в вышеизложенных сведениях. Но в 79 г. н.э. Геркуланум исчез, исчезли ценные свитки, научные труды и артефакты. Чудом сохранился бронзовый окорок, а обгоревшие папирусы законсервированы и ждут новых технологий прочтения, но некоторые всё же уже смогли прочесть. Только о бронзовом окороке там ничего не говорится. Изначально он был позолочен и посеребрён. Подробностей более найти не удалось- как технически это было выполнено. Или были разные покрытия (золото/серебро) с разных сторон, или одновременно послойно его вызолотили и посеребрили,- точной информации не нашлось. Но золочение-это как раз намёк на солнечные лучи, поливающие Землю, как жар углей охватывает жарящийся окорок. При жарке окорок покрывается золотистой корочкой. Именно сторону с сеткой-графиком логичнее представить позолоченной, т.к. сетка на этой поверхности иллюстрирует собой высоту солнца, и золото как раз является солнечным металлом. Солнце светит днём. Серебро-это лунный металл. И серебро здесь очень уместно было бы на другой стороне окорока-«лунной», тёмной. Таким образом окорок-Земля делилась бы на два полушария, в одном из которых длится день, а в другом- ночь. Именно так и предстоит дело в реальности. Есть ещё фокус, объяснивший бы смысл золочения и серебрения, и для этого надо посмотреть на фото настоящего свиного окорока.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\окорока.png

На окороке с внутренней стороны хорошо видна головка бедренной кости-хрящевой шарик. Это проекция Луны, если сам окорок- проекция Земли. Масса Луны составляет 1/81 от массы Земли. Окорок — это большой кусок свиньи. Два окорока составляют около 25 процентов массы туши; каждая часть в зависимости от возраста и веса забиваемой свиньи весит от пяти до десяти килограммов. Применив пропорцию масс Земли и Луны к окороку, получится, что «лунный шарик» окорока будет весить порядка 60 -120 гр., если его аккуратно отрубить от тела кости, спрятанной внутри мышечного слоя-мяса. Совершенно реальная цифра. Но на бронзовом окороке из Геркуланума нет «лунного шарика», но есть место его сочленения с частью тазовой кости (в красном кружке), чтобы окорок было легче вращать-жарить на вертеле. Головка бедренной кости сочленяется с вертлужной впадиной тазовой кости, что позволяет суставу вращаться, как шарниру в этой впадине: вперёд- назад и в стороны.

Это значит, что у Луны есть стабильная орбита. И Луна не улетит от Земли, а надёжно удерживается земным притяжением и собственным вращением. Масса Земли удерживает Луну на стабильной орбите. Именно поэтому головку бедренной кости- «лунный шарик» в вертлужной впадине закрывает собою часть тазовой кости, т.е. на неё давит масса. Так и обстоит дело с Луной на самом деле, которая не улетает, ибо притягивается огромной массой Земли- таковы гравитационные взаимодействия. Вес окорока зависит от размера и массы коленного сустава с мясом- мышечной тканью, это самая мясистая и тяжёлая часть. Здесь можно говорить о его центре массы. Бронзовый окорок запечатал в себе кладезь информации, ибо спроецировал на себя помимо солнечной аналеммы ещё и взаимосвязь Земли с Луной. Именно этот факт привязки нашего спутника и демонстрирует «лишняя» часть тазобедренной кости с вертлужной впадиной – лунной орбитой. Она накрывает собой «лунный шарик».

В принципе пожарить окорок можно и без этого довеска, без дополнительного упора для вертела. Для этого можно пожарить окорок на двух вертелах или на решётке. Древние были не глупее нас. Но объяснять в начале работы, зачем окороку с обратной стороны довесок кости,- значит усложнить сразу же понимание вопроса. Здесь нужна последовательность от простого к сложному, но и прожарка окорока с этой костью-упором- тоже неплохой вариант. Земля и Луна являются двумя огромными объектами, которые притягивают друг друга. В этой системе Луна является спутником Земли. Обе планеты вращаются вокруг своего общего центра масс. Этот центр масс называется барицентром, который находится внутри Земли, но на расстоянии около 1700 км от ее центра. Это означает, что Земля также движется в окружности вокруг барицентра.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\барицентр.png

Окорок с его суставами проецирует на себя этот факт, т.к. имеет так же три центра, как их имеет система «Земля-Луна». Приведённую схему с центрами масс Земли и Луны, с их общим барицентром вполне можно соотнести со свиной ногой и аналогичной связью. Бедренная кость с одного конца- это Центр Луны(«лунная головка» кости) и Центр масс -барицентр (коленный сустав).Центр земли- это «копытный сустав» с пяточной костью. Пяточная кость- это проекция земной оси и она смотрит на Полярную звезду. Красной линией обозначено место отсечения кости- верхней части нет на окороке из Геркуланума. Движение Земли по орбите напоминает движение в суставе ,т.к. линейно по орбите движется не центр Земли, а именно барицентр -общий центр масс Земли и Луны. Земля в реальности «ныряет».

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\траектория.png

6. Неудивительное сходство.

О чём говорит это сходство? О том, что всё мирозданье создано по единому замыслу и принципу, что всё многообразие движения подчиняется единым законам, что все мы есть образ и подобие, а это принцип фрактальности мира. И планеты, и животное, и человек не исключение из этого вселенского правила. Именно исходя из этих воззрений на мир, логично было бы эту сторону окорока с мышечным срезом покрыть серебром. Движение в теле обеспечивает сократительная сила мышц, которые крепятся к костям, поэтому-то и понадобилось автору проработать детально и обратную сторону бронзового окорока. Для карманных часов это вообще пустая и бессмысленная трата времени на неудобный бугор кости для обратной стороны изделия. Мастер сделал это, чтобы показать силу мышечного взаимодействия в теле, подобную вселенским силам, действующим на планеты.

Натяжение мышечных волокон здесь уподобляется силам тяготения или гравитации. Мышца в теле человека и животных управляется нервным волокном от ЦНС (Центральная нервная система с двумя основными структурами- спинным и головным мозгом). «Небесная мышца»,таким образом, должна была иметь (и имеет)своего Хозяина. У Него было много Имён у каждого народа в разные времена. Автор бронзового окорока провёл хорошую аналогию. В христианстве словосочетание «Мышца Господня» – это символ  Воли Бога,  Его власти, могущества,  всеохватной силы всех Божьих Законов и Заповедей, которыми Бог осуществляет все Свои  Замыслы,  Предопределения, Обетования. «Мышца» человека – это символ  его греховной власти: политической, экономической, религиозной, ее различных форм и методов  управления, влияния на человека и общество. С гравитацией мы не можем определиться и поныне, а уже тысячелетия назад ответ был.

Сотворивший бронзовый окорок провёл аналогию между земной и небесной механикой, применив образную и наглядную для всех модель- свиную ногу. Свиная нога гораздо более обмускуленная, чем у других животных. Рогатый скот и лошади имеют сильную мускулатуру, но сухую, с большим количеством сухожилий и фасций, которые растягиваются много хуже мышечной ткани. Соединительная ткань малосъедобна, малоподвижна и почти нерастяжима, но именно она придаёт крепость мышцам и обеспечивает тягловое усилие для лошадей и волов. Свинья-это не тягло, это животное не производит силовую работу, поэтому съедобной мясной мякоти у неё больше. Но не только поэтому свиная нога была выбрана в качестве демонстрационного материала. Главный секрет окорока из Геркуланума ещё не озвучен.

Небесную механику примерно так же объясняли и в древнем Египте. На фресках часто можно встретить сюжет, когда в качестве жертвоприношений на алтарь возлагались коровьи (бычьи) конечности. И нередко это были и передние ноги. Дело в том, что бычья нога с лопаткой являлась символом созвездия Малой медведицы (у египтян”Месехтиу”). По преданиям, Богиня-бегемот привязала “злую” ногу из семи звезд к столбу. У древних египтян созвездие Большой Медведицы – проявление злого бога хаоса, Сета, убившего своего брата Осириса.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Египет.png

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\конечность.png

Передняя конечность крупного рогатого скота, как и у всех, имеет схожее строение с задними конечностями, но вместо пяточной кости на Полярную звезду указывает локтевая кость. На схеме скелета конечности коровы легко можно это увидеть. И плечелопаточный сустав можно соотнести с вращением Земли и Луны, ибо принцип строения и мышечного привода един, есть и вертлужная впадина на конце лопатки для сочленения с головкой плечевой кости-«лунным шариком».Но передние конечности много слабее задних у всех. Египет предпочёл «говядину», т.к. Богиня неба- Нут, как и всякая мать-богиня, ассоциировалась с коровой- кормилицей. Корова даёт молоко для пропитания человека, а свинья- нет. Да и коров в Египте традиционно было больше, ибо было где их пасти. Таких вольных пастбищ в приморских зонах Италии и Греции нет. Там традиционно больше доили коз и овец. Прокормить козу в гористой местности или в приморских землях было гораздо легче.

Но свинье по всем статьям, по мнению автора бронзового окорока, роль экспоната подходила больше. Она более всех своими формами напоминала орбиту Земли и задавала ход всем транспортным средствам: свиной жир входил в состав колёсной мази. Без него не ехало ни одно колесо! Ход любого механизма требовал смазки, будь то портовые тросовые блоки, весы, подъёмники воды и породы, и прочее. Телега не ехала, а сухой кусок не лез в горло. Свиной жир помогал преодолевать сопротивление разного плана. Так солнце преодолевает тьму, светит сквозь тучи и даёт ход всему живому на земле. Ничто не тронется в рост без солнечного света. Свиной жир, как и «солнечное» оливковое масло, был необходимым продуктом, но оливковое масло было дороже и технические его свойства уступали свиному жиру. Свиное сало было прекрасной пищей –оно быстро насыщало организм, его можно было солить и коптить для долгосрочного хранения, легко транспортировать и брать в военные походы. Нутряной жир свиньи обладает сильными лечебными свойствами, да и растопленное сало великолепно смягчало кожу человека и животных, особенно вьючных. Залитые растопленным свиным жиром мясные колбасы в оболочках из очищенных кишок месяцами хранились в глиняных горшках в прохладных подвалах, ибо жир проникал в малейшие поры и при застывании запечатывал продукт, словно воск. Транспортировка пропитания в таком виде была очень кстати, и особенно в морских путешествиях. Жиром пропитывали упряжь и сбрую, с ним готовили травяные и дегтярные мази. Бронзовый окорок стоило позолотить и посеребрить уже поэтому. Но и это ещё не вся тайна окорока из Геркуланума.

На рисунке схематично изображена орбита земли относительно солнца и орбита луны относительно земли

И всё же гелиоцентрическая система мира ещё только через 1500 лет получит признание учёных, не смотря на то, что учение само имело древнейшее происхождение, оно уже существовало задолго до гибели Геркуланума в 79г.н.э. О шарообразной Земле знали уже в III веке до н.э. Древнегреческий учёный Эратосфен Киренский (ок. 276-194 до н.э.) не только твёрдо знал, что Земля — шар, но и сумел измерить радиус Земли, получив величину 6311 км — с ошибкой не более 1 процента! А ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства шарообразности Земли. Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способное давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар. Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией горизонта. И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью. Примерно в этот же период начала складываться и гелиоцентрическая картина мира, пока неполная, с ошибками и оговорками, берущая начало от пифагорейской школы. Википедия: «Создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Пифаго́р Са́мосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философматематиктеоретик музыки и мистик. Подлинно гелиоцентрическая система была предложена в начале III века до н. э. Аристархом Самосским», но почти 2000 лет после этого мир всё ещё трактовался, как геоцентричесий».

7. Не последняя тайна бронзового окорока.

Эта тайна по замыслу создателя бронзового окорока вносит свою лепту в построение гелиоцентрической картины. Солнце есть тягло для жизни на земле, оно даёт нам время жизни и обеспечивает надёжную устойчивость нашего бытия в планетарном масштабе. Солнце- вот основа нашей земной жизни. Как не может обойтись свинья без копыта, так не может обойтись Земля без нашего светила. Солнце- вот на чём мы держимся, оно наша опора! И слово «аналемма»-это как раз и есть фундамент или основа, т.е. опора. Опору и изобразил на графике античный автор бронзового окорока. Для человека и животного опорой телу служат конечности, и в покое, и в движении мы опираемся на них, как и животные. Количество у всех разное: кто-то двуногий, кто-то четвероногий. Это самые сильные конечности- наши ноги или задние конечности животных. Таков внешний взгляд. В глубинной сути опорой организму является мозг-«голова» и его «нога»-спинной мозг.

Аналемма-это тоже нога. Слово встречается с 1650 г, латинское analemma-это “постамент солнечных часов” из греческого ανάλημμα опора, поддержка. Среди значений слова аналемма (ανάλημμα) встречаются следующие значения: брать в руки; браться; брать под покровительство; выздоравливать и оживляться. Это не противоречит смыслу «опора-нога», т.к. и при выздоровлении человек встаёт на ноги, и при покровительстве у кого-то появляется опора- человек; а при действии захвата руками чего-либо у этого чего-либо появляется опора-руки. У животных все четыре конечности опорные. Во время взятия-захвата предмета кисти рук округляются или ладоши складываются в чашу. Всего удобнее нести круглый небольшой предмет или то, что можно свернуть в узел. Поэтому аналемме родственно слово Anillo-кольцо (анилло). Лемма в математике (греч. λημμα — предположение доказательство) — доказанное утверждение, полезное не само по себе, а для доказательства других утверждений, т.е.- это польза. Доказательство должно на что-то опираться, ему нужна опора- лемма. Итак, аналемма- это полезная опора-нога. И церковный термин «аналой»-это производное аналеммы. Аналой-это подставка для икон и книг- опора. Латинское annulus; испанское anillo; итальянское anello и греческое λημμα-лемма соединились в термине «аналемма»: кольцо+опора. Эти слова из средиземноморского региона. В Риме говорили на многих языках. Круглая опора- постамент-это аналемма. График же действительно может выглядеть и как нога, и как опора. Ниже приведены фото для сравнения. Вот такие замечательные ботики-«опорки-прощайки» можно сшить из графика аналеммы. C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\боты.png

В таком виде график так же оправдывает значение «аналеммы» в качестве ноги-опоры. C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\нога опора.png

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\опора.png

В греческом слово «аналемма» означало «поддерживающая оболочка» и чаще употреблялось в этом значении в древнегреческой архитектуре: подпорная стена, ограничивающая торцы полукруглого(подковообразного) театрона— расположенного ступенями на склоне холма с местами для зрителей. «Театрон» – «место для зрелищ». Аналемма солнца- это именно «круглое» и зрелищное солнечное представление на небе. Чтобы аналемма графика приобрела округлые черты -необходимо правильно стачать-сшить клетчатый рукав графика. Первый «шов» уже был сделан ранее, когда к графику «пришилась» вторая его половина- зеркальное отображение первой. Получилась «выкройка» рукава. Теперь надо «рукав» сшить с другого конца, как и делает всякая профессиональная портниха. Но… после стачивания графика-рукава по всем швам никакой аналеммы в виде восьмёрки не получилось, хотя одну петельку восьмёрки видно хорошо. С Земли мы видим аналемму-восьмёрку из-за наклона земной оси, а из-за эллипсоидной орбиты у аналеммы петли имеют разный размер. И орбита Земли (зелёная и оранжевая линии) вместо овала приобрела каплеобразную форму. Аналемма Земли-это по сути- её орбита, если смотреть не с Земли, а из космоса. Неужели античный наблюдатель ошибся в замерах и ввёл всех в заблуждение, а сшитый «рукав» оказался испорченным материалом? Или же что-то требуется ещё для уяснения сути?

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\модель.png

И вот здесь-то и кроется самая большая тайна бронзового окорока -почему в качестве носителя для графика аналеммы была выбрана свиная нога. Применительно к свиному окороку-это нога, округлая нога. И всякая свиная нога должна опираться на копыто, иначе эта нога-не опора. И вот именно копыто и должно бы называться аналеммой в полноте своего смысла-опоры. И тогда у бронзового окорока из Геркуланума должно быть свиное копыто! И копыто у бронзового окорока из Геркуланума есть! И, да, оно есть! Эта аналемма- график, и по совместительству- свиное копыто! Чтобы увидеть свиное копыто бронзового окорока и привести орбиту Земли в надлежащий вид необходимо совершить ещё один шаг.

Теперь свиное копыто-опору или аналемму видно в истинной форме. График целиком имеет 12 вертикальных столбцов – это месяцы и 6 горизонтальных делений, которые делят каждый столбец- месяц на промежутки-дни. Аналемму можно получить, если делать замеры высоты солнца над горизонтом через равные промежутки времени. Это делается или раз в месяц фиксировано по числам и на протяжении всего года, или можно фиксировать солнце в течение месяца раз в несколько дней. Что и сделал античный наблюдатель. Он фиксировал высоту солнца каждые 5 дней, поэтому каждый месяц из 30 дней у него по горизонтали поделён на 6 ячеек: 30:6=5-пять дней, но 30×12=360 дней, тогда как в году не 360, а 365,25 дней. Именно поэтому «рукав»- аналемму необходимо разрезать в окружности наподобие свиного копыта, чтобы дать ещё чуть более 5 дней ходу планете (или солнцу). Окружность необходимо превратить из капли в овал, ибо орбита Земли имеет слегка эллипсоидную форму. Античному автору нужны были дополнительные градусы в эллипсоидной окружности орбиты, но плоскость окружности содержит только 360°. На фото видно, как свиное копыто аналеммы рисует восьмёрку.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\копытная аналемма.png

Именно эта «копытная» форма графика и стати упитанной округлой свиньи, похожей на эллипс, были значимым фактором, почему свиная нога в виде окорока стала носителем графика- аналеммы солнца. Мастер «врезал» в 360° ещё один угол в 5 °(чуть более), но по вертикали, сделав копытную щель Это и был самый большой секрет бронзового окорока.

8. Парнокопытные соседи, не вышедшие рылом.

Копыто свиньи округлое в отличие от овечьего, хотя овца в массе своего руна могла бы послужить моделью круговой орбиты. Но солнечная «баранья» суть была откровением соседей-древних египтян, где поклонялись Амону и его бараноголовым ипостасям. А коровье копыто не годилось совсем, т.к. корова была слишком вытянутым эллипсом по форме и так же уже была «ангажирована» для этого соседями по региону- египтянами. У них были даже специальные иероглифы-«аналеммы».

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\аналеммы Египта.png

Египетский иероглиф «Ахет»-Горизонт получится, если график аналеммы развернуть, соединив другие стороны «рукава». Аналемма в этом случае будет уже не «копытной», а «рогатой». Нога/копыто/ рога/ поддерживающая оболочка,- всё это аналемма. Но почему всё же мастер выбрал в итоге свинью, а не овцу? Дело в том, что копыто овцы гораздо уже и острее, чем свиное. Свиное же копыто имеет хорошо выраженный копытный мякиш, и приготовленная свиная голяшка со снятым роговым башмаком, но с копытцем, из-за этого очень нежная и хороша на вкус.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\свиная нога.png

Готовить аналогично овечью голяшку с копытцем уже не так интересно, овца за пастбищный период жёстко натаптывает свой маленький мякиш и он гораздо грубее свиного. И есть ещё обстоятельство в пользу выбора свиного окорока для размещения на нём аналеммы солнца: свинья не умеет смотреть вверх. Свинья, стоя на всех четырёх копытах, не видит неба! Так устроено её тело. Свинья не видит полуденного солнца, если она не лежит. Свинья не поднимает голову- её шея слишком коротка и выйная связка не развита. У человека эта же связка держит голову вертикально. Выйная связка развита у тех животных, которые на скорости преодолевают большие расстояния, а связка держит голову на весу параллельно земле. Эта связка развита у тягловых и рогатых животных. Домашняя свинья не из их числа, она спокойно полёживает, если сыта, и не отходит от кормушки. Никогда не убегает от Солнца и Земля, предпочитая подставлять ему свои бока- полушария, ожидая его хозяйской милости. Орбита- вот её ареал, её запертая клетка- сытная, тёплая и надёжная. Носятся по «пастбищному» небу кометы большие и малые, словно овцы, лошади и коровы, но не свиньи. Чаще домашняя свинья ограничена в передвижении, чтобы прирост массы проходил ровно и с максимальной скоростью. Бывает, но реже, когда свиней припасывают, но это уже зависит от породы и вида, от бедности стационарной кормовой базы или этого требуют цели откорма, чтобы мясо приобрело специфический вкус и вид. Аналемма- «свиное копыто» круглой Земли своей подошвой смотрит в небеса. Только в положении лёжа или опершись боком на опору, свинья может увидеть голубое небо Земли. Именно так и располагается на орбите наша Земля: слегка завалившись одним своим бочком, и её ось нацелена на Полярную Звезду, словно пяточная кость свиньи.

9. Кабаны и аналеммы.

«Свинячья» суть аналеммы не была в Геркулануме большим секретом в 79 г. н.э., если существовало наглядное пособие в виде окорока. Рим и его города населяли люди, говорившие на разных языках. Римская армия в составе легионов имела испанские, британские и германские когорты среди прочих. Армия мобильно осваивала большие территории, с ними шли не только разрушения, но и другие знания о мире. Следы этого знания можно отследить в мифологии древних германцев и скандинавов. Их древние эпические саги и мифы стали широко известны примерно с 1100-1000 г. н.э., более ранние корни отслеживаются уже с трудом. Достоверно с 1100г. в песнях и сказаниях появляются солнечные боги Фрейр и Фрейя- брат и сестра, как римские Аполлон и Диана (греч. Артемида). И тут же рядом с Фрейром появляется удивительный кабан Гуллинбурсти – «золотая щетина», также известен, как «Острозубый или Страшный клык». «Младшая Эдда»-средневековый мифологический сборник: «И когда они пришли в кузницу, Эйтри положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать, не останавливаясь, пока он не вынет из горна того, что было положено. ….он работал…. пока кузнец не вынул из горна изделия, и это был вепрь с золотой щетиной». Там же: «Фрейру он подарил кабана, сказав, что он может бегать по воздуху и воде лучше любой лошади, и он никогда не сможет стать настолько темным ночью или в сумраке Мрачных Регионов, чтобы там, куда он направлялся, не было достаточно света, таким было свечение от его гривы и щетины». C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\фрейр.png

В голландской сказке сказочный принц по имени Фро лепит из золота Свинью с золотой щетиной, которую в сказке зовут Гуллин. Кабан(свинья), таким образом, выступает знамением солнца, его символом. Культ Фрейра и Гуллинбурсти существовал и на Британских островах. Сохранились сведения о традициях празднования Рождества шотландцами в VIII—XI веках с обязательным чествованием кабаньей головы. Скорее всего, этот обычай появился на острове вместе с римлянами. Римляне знали причину почитания свиньи или кабана- бронзовый окорок из Геркуланума веско аргументирует этот факт.

Среди британских легенд о Короле Артуре есть повествование об охоте на кабана по имени Тверч , который обладал ядовитыми клыками и его голова была снабжена парой острых ножниц, которые располагались между его ушей. В конце концов Король Артур добыл эти ножницы, а кабана загнали в море. Теперь, зная о том, как с помощью ножниц свиное копыто получается из графика аналеммы, британская легенда об удивительном кабане с ножницами между ушей обретает свою информационную опору-«аналемму»-древний бронзовый окорок из Геркуланума! И даже идея идеального горизонта- морской глади нашла отражение в этой легенде, ибо кабана загоняют в море, где он и тонет. Датировка легенд-XII век, а личность самого Короля Артура-V-VI в., и это на сотни лет позже отстоит от даты гибели Геркуланума. Окорок с аналеммой был популярным экспонатом на заре первого тысячелетия, если оставил по себе в веках яркие воспоминания, уже искажённые, но всё же узнаваемые. Легенды о необыкновенных кабанах есть и в ирландских сказаниях. Ассоциация земли со свиньёй прослеживается в мифе, где волшебница окутывает Ирландию облаком так, что Ирландия становится похожа на огромную тучную свинью. Ещё один женский персонаж в ирландских мифах владеет необыкновенным кабаном- царём всех кабанов, который ужасно кричит, когда в землях совершается грабёж. В скандинавских мифах сестра Фрейра-Фрейя- так же скачет на кабане по имени Хильдисвинни, когда не использует свою колесницу, запряжённую кошками. Гуллин/Хильди родственно «гульден-золотой; голд-золото»-золотая монета, имевшая хождение в немецких и австрийских землях, Швейцарии, Нидерландах и др. Речь идёт об одном и том же «золотом» кабане.

И мифический кабан Гуллинбурсти (Хильдисвинн), и бронзовый окорок из Геркуланума проходят огненное горнило. Иначе и невозможно выплавить бронзу. Окорок затем позолотили и посеребрили, ибо и солнечный, и лунный свет окутывает Землю каждый в своё время. Помимо солнечной можно нарисовать и лунную аналемму для земли(местности). И тогда Земля ассоциируется со свиньёй, обсыпанной солнечными(лунными) лучами, словно кабан щетиной. Гуллинбурсти в солнечном свете- спутник Фрейра(Аполлона), но уже в лунные ночи он становится Хильдисвинном-ездовым животным Фрейи (Дианы-Артемиды). Артемида-Диана (сестра-близнец) Аполлона изображалась с полумесяцем у греков и римлян, и Фрейя так же должна ассоциироваться с Луной. Солнце и Луна -брат и сестра, «седлающие» Землю поочерёдно. Этимология Фрейр/Фрейя уходит к слову «фара» -огонь, торя дорогу в древний Египет и Финникию. Исход евреев и морские путешествия древних средиземноморцев принёсли это слово на европейские просторы. Даже «пара»-корова на иврите- это фара или огонь. «Районировано» Египет разводил красно-рыжих коров всех оттенков до белого, ибо красная масть всегда отличает аборигенную породу. Это традиционный цвет огня, хотя все цвета есть его производные, даже чёрный-угольный, и белый- цвет каления. Но именно красный огонь и цвет белого каления, -это и есть «фара». В иудаизме даже существует культ «красной телицы-пары» именно из-за ассоциации с огнём. Как огонь, так и «красная телица,»-это символы очищения и возрождения.

Фрейр и Фрейя скандинавов- это огонь Солнца. Но Фрейя- это лунное отражение огня, как и Диана- лунная богиня древних римлян. Луна подсвечена солнцем, сама она не излучает свет, поэтому у кабана-Земли в любом случае будет золотая щетина. Кошки Фрейи тоже говорят о лунном характере богини. Кошка -ночное животное, в темноте её глаза видят хорошо и могут отразить свет так, что глаза становятся похожи на сияющие Солнце или Луну. Кошачий зрачок может менять форму, что делает и Луна, меняясь по фазам. Сама Фрейя владела прекрасным золотым ожерельем (поясом) и мифы ничего не поясняют насчёт его функции. Это проекции или лунной аналеммы, или лунного сияния-отражения солнечных лучей, или же это может быть лунное гало. Вполне возможно, Фрейя имела и пояс, и ожерелье, тогда разные лунные природные феномены нашли отклик в этих золотых вещах богини.

Кабан с золотой щетиной одинаково полезен днём и ночью,- так говорит древний источник скандинавских мифов. Несомненное родство волшебного светящегося кабана Гуллинбурсти (Хильдисвинна) и бронзового позолоченного и посеребрённого окорока из Геркуланума бросается в глаза. В мифе солнечный кабан появляется из свиной кожи, и именно на поверхности со свиной кожей нанесён график аналеммы Солнца. У окорока же есть и другая сторона-с мясным срезом- открытым, без кожи. Многие народы были знакомы с аналеммой, отслеживая путь солнца по небу. Древние скандинавы так же оставили свидетельства о том, что эта штука им была знакома. Сегодня эти свидетельства называют каменными кораблями викингов. В интернете есть статьи на эту тему и ниже информация взята из свободных источников.

C:\Users\79614\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\каменные аналеммы.png

Слева-Каменный корабль в Косеберге, Швеция. Справа-Остров Готланд – балтийская жемчужина Швеции. Каменный корабль. Каменных кораблей в виде аналемм в регионе скандинавской Балтики насчитывается множество. В одной только провинции Смоланд их более сотни. На острове Готланд – 350, на датском острове Борнхольм стояли некогда 50 таких артефактов. Аналогичные мегалиты есть в Норвегии, в Финляндии, на севере Германии, в Прибалтике и России. Все они были построены 1,5 -2,5 тысячи лет назад.

10. Свиная ода.

Окорок с аналеммой из Геркуланума пока датируется I веком н.э. Достоинства свиньи склонили автора солнечной аналеммы на свою сторону.Среди её многих полезных качеств: мясная скороспелость , многоплодность-10 и более поросят при способности производить по два опороса за год; есть ещё такие, как: всеядность, прекрасное обоняние и удивительная подвижность рыла для выкапывания еды. Обоняние позволяет находить пропитание там, где другое животное его не найдёт.Прекрасная память помогает запоминать «хлебные» местечки для повторных посещений. В настоящее время свиньи натасканы на поиск дорогих деликатесов- грибов трюфелей. Они могут почуять их на глубине 6 метров под землей. Благодаря своим обонятельным способностям свиньи заменяли охотничьих собак в Англии в начале 19 века. Свинья ещё и отличный пловец, она может поймать рыбу на 15-метровой глубине. Свиней так же использовали на таможне для обнаружения наркотиков и нахождения мин во время войны. После соответствующей дрессировки они чувствовали куропаток и другую пернатую дичь на расстоянии до 36 метров, а также обнаруживали человека под толстым слоем снега. Это открывает реальные возможности использования при поисково-спасательных работах в зимних условиях специально обученных свиней. В древности свиньи выступали в роли грозного оружия, но бесчеловечного в своей природной сути.

По свидетельству нескольких античных авторов свиньи неоднократно с успехом применялись против боевых слонов, иногда специально обмазанные горючим веществом и подожжённые. Поросячий визг приводил слонов в ужас, после чего они могли обратиться в бегство, затаптывая солдат из своего же войска. И это «свинячье» качество оценил древний создатель бронзового окорока-поросячий визг и все издаваемые звуки. Визг свиньи может достигать громкости 115 децибел. Это на 3 децибела выше, чем звук сверхзвукового авиалайнера. Из-за этого живую свинью украсть невозможно, как и маленького поросёнка, а при воровском забое на месте или чужом вторжении, или при малейшем беспокойстве, её дикий визг моментально поднимет на ноги хозяев, всю дворню и дворовую живность. Округу огласит собачий лай и петушиные крики, гусиный гогот и утиный гвалт, лошадиное ржание и бычий рёв. Именно поэтому и визжал волшебный кабан в мифе ирландцев при всякой попытке грабежа . Такова сигнальная функция свиньи. В сейсмонеустойчивой зоне это было ценно. Геркуланум был именно таким городом.

Везувий периодически издавал звуки и выкидывал порции лавы, которая ползла по земле со свиным чавканьем. Вулкан хрипел и извергал кабаний рык из своего огненного жерла, притупляя годами бдительность горожан. Вулкан был опасен, подобно дикому вепрю, и периодически отсвечивал огнём золотых искр. Но именно вулканический пепел даровал этой местности исключительную урожайность, делая землю жирной и удобренной, подогревая, словно теплицу в холода. Люди, живя в близости к морю и вулкану, не знали холода и голода. Создатель или автор бронзового окорока, работая с металлом, шлифуя и опиливая его инструментами, хорошо узнавал производимый этими действиями звук- это был в точности визг свиньи.

Бронза-металл совсем не случайно был выбран для изготовления окорока с аналеммой. Бронза «визжала» в руках мастера подобно свинье. Да и цвет бронзы копировал масть разводимых тогда свиней –буро-коричневых преимущественно, т.к. в жарком климате пигментированные животные чувствуют себя лучше. Свиньи – единственные животные, способные загорать, подобно человеку. Белые породы под южным солнцем на вольном выгуле могут получать ожоги или кожные заболевания. Но золотое правило разведения и селекции- это культивирование местных аборигенных пород и постепенное прилитие к местной породе элитных кровей более продуктивных животных, а не наоборот. Завоз других животных требует акклиматизации и будет сопровождаться падежом. Надёжнее получать доход с того, что уже эксплуатируется с хорошим результатом. Аборигенное поголовье любых животных южных зон практически всегда имеет серо- бурую масть с богатой палитрой. Это цвет бронзы и сплавов. Мастер, работая с металлической «чушкой»-свиньёй, чтобы выплавить из неё окорок, был подобен мяснику, выбирающему съедобные деликатесы из свиной туши- чушки. «Чушка»-так называют и свинью, и металлическую выплавленную болванку, и это идёт ещё из глубин веков. И на этом рассказ о сувенире из Эрколано ещё не окончен.

Тот, кто создал окорок с аналеммой, мыслил масштабно и изящно. Он облёк в бронзовый образ многие философские и космогонические идеи, соединив физику с математикой, спроецировал законы мирозданья в единое наглядное пособие в виде свиного бронзового окорока. Даже вертикаль графика- это не просто высота солнца над горизонтом, как и горизонтальная линия- горизонт, а радиусы земной эллипсоидной орбиты. У эллипса всегда два радиуса. Соотношение их на графике аналеммы при распечатке с компьютера даёт результат-1.30. Измерений с оригинала в интернете не нашлось. Современные данные по земной орбите дают более точную цифру-1.03. Современные замеры не вытягивают так орбиту, как её «вытянул» автор аналеммы. И это не значит, что он плохо считал или ошибался, а дело в том, что он мог сделать преувеличение намеренно, чтобы донести смысл эллипсоидности земной орбиты. Соотношение 1.30 наглядно рисует эллипс, а вот результат 1.03-это настолько малое расхождение радиусов, что его почти незаметно в окружности, и узрить в ней эллипс сложно. Да и мерность изделия с графиком не позволяла мастеру вывести сотые доли, но только десятые. Бронзовая свиная нога показала своё копыто, искусно скрытое от глаз, открыв свою самую большую тайну. Но у сувенира из Эрколано имеется ещё одна тайна -сакральная, глубинная, не бросающаяся в глаза при первом взгляде, и при втором, и третьем.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!