РИМСКИЙ ДОДЕКАЭДР

Попался на глаза среди многих интернет находок, остался затем в памяти, всплывая изредка словно дежавю, и снова погружаясь в память. И, в конце концов, пришлось присмотреться к этим штукам. И не сразу я узнала в них старых знакомых, время действительно беспощадно не только к отражениям в зеркале, ведь за тысячу-полторы лет забылось даже имя собственное, оставив лишь лаконичную характеристику: римский додекаэдр.

В интернете об этом предмете изложено следующее: 

«Римский додекаэдр — это небольшой объект, сделанный из бронзы или реже из камня или железа, чаще имеющий форму додекаэдра с двенадцатью плоскими пятиугольными гранями. Римский додекаэдр датируется IIIII веком н. э.

Размеры изделий варьируются от 4 до 11 см, а узор и наружная отделка абсолютно различны. Бронзовые додекаэдры — полые и имеют круглые отверстия в центре каждой грани. Отверстия могут быть разной величины и обычно обведены концентрическими окружностями. Иногда имеются дополнительные маленькие окружности по углам. Вершины фигур снабжены маленькими шариками. Существуют и другие разновидности этих бронзовых изделий: с округлыми рёбрами или с треугольными гранями (икосаэдры).

По сей день функции этих объектов остаются загадкой. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени. Существуют различные версии их использования:

подсвечники (внутри одного из них был найден воск)

игральные кости

-инструмент для калибровки водяных труб (для этого круглые отверстия имеют разный диаметр)

-элемент армейского штандарта

-дальномер

-болванка для вязки перчаток под разные размеры пальцев.

Найденный в упомянутом выше объекте воск мог быть остатком выплавляемой литейной модели (технология литья по выплавляемым моделям — одна из древнейших технологий точного литья). Есть мнение, что они могли быть религиозным символом или инструментом для гадания. Предположение основано на том факте, что большая часть образцов была найдена на местах галло-римских поселений».

Эта последняя фраза и помогла опознать моего знакомого, а вернее – его останки…

На карте отмечены места находок этого чуда. В проекции на время эта карта идеально иллюстрирует площадь покрытия территории друидами. «Римский додекаэдр» – это по большей части «именное имущество» друидов: духовных лидеров-жрецов, мужчин и женщин. Пользовались этой «штукой» не только друиды, но и римские воины, ибо этот шар идеально соответствовал и их потребностям. Колючий додекаэдр был некогда остовом особой конструкции, которой обладал каждый друид и которую по возможности изготовлял самостоятельно. Имя Ему было ПЕЛЕН ТАН.

Дуглас Монро «Магия короля Артура 21 урок Великого Мерлина»:

«В переводе со староваллийского ПЕЛЕН ТАН означает “огненный шар”, что точно определяет его конструкцию. Это были сферы, которые выдувались из стекла глубокого синего (иногда зелёного) цвета, размером примерно с человеческую голову или баскетбольный мяч. В верхней части сферы делалось круглое отверстие, достаточное для того, чтобы можно было ввести туда руку и зажечь установленную на дне свечу. Сферы помещались в сеть, сплетённую из кожаного шнура или шпагата, что позволяло подвешивать их на руках или, что делалось гораздо чаще – на дереве.

Групповой ритуал использования ПЕЛЕН ТАНА знакомит нас с одним из наиболее красочных и живописных обликов классического друидизма. В день каждого из четырёх праздников, отмечавшихся на стыке кварталов, или Святых Дней Высокой Луны, друиды с наступлением сумерек собирались на лесной поляне, причём каждый шёл, соблюдая абсолютное молчание и держа в Руках свой зажжённый ПЕЛЕН ТАН. Когда все присутствующие были в сборе, то все шары вешались на нижние ветки какого-нибудь дерева, освещая мрачным сиянием ритуальное место. Глубокая кобальтовая синева стекла создавала на фоне ослепительно белых мантий друидов эффект “чёрного света”, который приводил к изменённому состоянию сознания, – эффект, которого очень жаждали жрецы. Известно, что в те же времена КРАСНЫЙ СВЕТ использовался представительницами общины Матерей Авалона для создания подобного эффекта».

****

Но то, что называется римским додекаэдром совсем не похоже на описание конструкции из стекла. Да, не похоже, но это ОН! Стеклянным он стал гораздо позже, а в невообразимой древности он выглядел чуть иначе. Мы в младенчестве и глубокой старости совсем не то, когда нам 16 лет! Образ ПЕЛЕН ТАНа изначально был другим, и я объясню почему, постараюсь, и почему вещь была пригодна и для римских легионеров – тоже.

Во II-III в. этот «юный» ПЕЛЕН ТАН был составной конструкцией, к железному наружному скелету полагалась полая круглая стеклянная чаша. Она была внутри и выдувалась из стекла через трубку самим друидом-стекольщиком, этот же друид мог владеть и кузнечным ремеслом, чтобы сделать железный скелет-остов, но мог это сделать и профессиональный кузнец. Железо предпочтительнее было метеоритное или самородное, но годилась так же медь или бронза. Саморо́дное желе́зо (феррит) — изредка встречающееся в земной коре космического (метеоритное железо) или земного (теллурическое железо) происхождения. В интернете можно найти видео с выдувом стекла внутрь металлической сетки – фигурной конструкции, так что принцип жив и по сей день. Технически это оказалось несложным процессом, сомнения в возможности сего действа отпали.

Стеклянная синяя или зелёная чаша (мужской вариант) – шар – был внутри железного шара, составленного чаще из 12 пятиугольных пластин. Это и была своеобразная сетка из металла, обеспечивавшая сохранность, и не только это. Сначала и цвет стекла особо не акцентировался, оно могло быть и бесцветным. Впоследствии, когда стекольное дело усовершенствовалось, стало возможным его окрашивание солями металлов (кобальт, медь) – наружный скелет из металла уже был не нужен: стекло содержало металлы. Друиды исчезали, ограниченные территориально островными Британией и Ирландией, они не перевозили Шар уже так часто и далеко. Войны приутихали, экзоскелет из металла «эволюционировал» и «вживился» в структуру стекла, проявляя себя в его цвете. Металл никуда не исчез из «идейного замысла» ПЕЛЕН ТАНа. Шар, в первую очередь, собой воспроизводил устройство нашего общего дома – Земли, далее – Вселенной, замыкаясь на Человеке. Железосодержащие руды залегают в толще земли по жилам, формируя скелет земли, словно арматура. Обыкновенно каждое скопление рудных минералов представляет смесь с другими минералами, не содержащими железа, например, с глиной, известняком. Этот факт говорит о едином принципе устройства: железосодержащая руда и известняк земли – это кровь и кальциевый скелет живого организма человека и животных. Есть ещё и нервная система. Применительно к земле – это силовые линии энергетического поля. Друиды называли их линиями Ллеи. Эти линии, основные стволы, по логике должны совпадать с железосодержащими жилами земли, как и в теле человека, где нерв и кровеносный сосуд идут рядом. Водная сеть земли – это лимфа планеты. Ядро земли – это железо. Кровь человека – жизненная субстанция — это железо. Огонь, горящий внутри стеклянного шара, в железной «обёртке» – это образ и самой Земли, и Солнца, согревающего Землю, и это же образ ЧЕЛОВЕКА, и это образ самой Вселенной. Пятиугольники римского додекаэдра – это «развёртка» человека. Составная конструкция додекаэдра – это своеобразный брачный союз: хрупкое стекло – чаша в объятиях сурового железа «беременна»: в чреве чаши живёт Божественный Ребёнок-Огонёк. Это могла быть свеча, но она целесообразна, если размеры чаши достаточны. Маленький объём додекаэдров рациональнее было заполнять маслом с фитилём. И стекло, и железо прошли стадию плавления, прежде чем обрели друг друга в ПЕЛЕН ТАНе. Жрицы-матери владели ПЕЛЕН ТАНом с красной чашей. На стыках граней обязательно были шипы-шишечки, они нужны были для того, чтобы на них фиксировалось наружное плетение из кожаных ремешков, наподобие авоськи. Стекло и Железо были опутаны узами, как в браке, и Оба обретали, охраняли и давали пристанище для Третьего – Божественного Ребёнка: ОГОНЬ! Внутри шара зажигался огонь по воле друида, как и зачинается всякая жизнь по воле Творца. На сегодня потомками ПЕЛЕН ТАНа можно считать церковные лампады. Конструкция оплеталась «брачными узами» – сетью, чтобы шар можно было подвесить, а при постановке на плоскость шишечки придавали устойчивость. Грани железного скелета-сетки имели разные отверстия не просто так. Их 12, как и месяцев в году. ПЕЛЕН ТАН – додекаэдр «подрабатывал» ещё и календарём. Размеры отверстий отражают идею близости Земли к Солнцу в определённый день каждого месяца. Благодаря тому, что на орбите Земля бывает на разном расстоянии от Солнца, возможна смена времён года. Горящие «глазки» ПЕЛЕН ТАНа были символом Солнца на небосводе. Чем больше отверстие-«глазок», тем теплее на Земле, тем ближе к Солнцу, к Его Оку. Явление сравнимо с тем, как реагирует на освещённость зрачок человека. Механизм сужения и расширения зрачка в зависимости от яркости освещения называется аккомодацией. Эта идея отражена в размерах «глазков»- отверстий на гранях ПЕЛЕН ТАНа. Есть среди находок и додекаэдры с треугольными отверстиями – это Око Дракона, он же и Глаз Солнца. Эта тема у Дугласа Монро в книгах достаточно освещена.

ПЕЛЕН ТАН по замыслу не инструмент для гадания, такой взгляд на него поверхностен. Но информация с его помощью поступала и для друидов, и для римлян-завоевателей. Глубинными познаниями друидов простые римские воины не обладали, но конструкция додекаэдра была им близка применительно к их верованиям. Римляне, которым попадал в руки додекаэдр, не использовали его в своём лагере как светильник, слишком мал был от него свет. Факелы были куда удобнее и мощнее. Огонёк мог и предательски выдать в лесной чаще, вздумай завоеватели использовать додекаэдр в качестве «карманного» фонарика. И всё же додекаэдр послужил и римлянам, которые первым делом избавлялись от владельца-друида, а затем – от стекла внутри железного додекаэдра. Металлический каркас заполнялся клоком овечьей шерсти, скатанной в шар. Таким образом получалось замечательное вместилище для лар – домовых духов римского военного лагеря, или отдельного подразделения, или конкретно какой-либо общей палатки воинов, или легионера лично. В шерстяной шар закатывалось сакральное нечто, что было принесено с собой с родины, производился необходимый огненный ритуал, и додекаэдр «оживал». Иногда вместо сакральной вещи в шерсть закатывался предмет, принадлежавший погибшему товарищу-солдату, тогда дух обретал конкретное Имя. Шариков из шерсти могло быть и несколько – по количеству «глазков». По состоянию шерстяного шара-валика в каком-либо из «глазков»-окошечек возможно было сделать предсказание с привязкой к календарю. Иногда «глазки»-отверстия додекаэдра обозначали конкретного воина, тогда у додекаэдра было столько владельцев, сколько и «глазков». Каждый «глазок» соотносился с конкретной личностью солдата (голова) и отображал собой текущие дела владельца этой «соты» (отверстия-глазка). Додекаэдр подвешивался в оплётке в походной палатке в укромном уголке или возле походного алтаря в палатке или доме, казарме и т.д. Смысл такого додекаэдра – «Яйцо Жизни». Огненный шар друидов – ПЕЛЕН ТАН – сгусток жизненной силы, посланец Творца, наполненный Его Волей, Мыслью и Силой. Таково и Яйцо Жизни, в котором всё это и заключено. Глазастый додекаэдр был рукотворным пристанищем вечно живущего Духа, его гнездом. Друиды наполняли его огнём – субстанцией жизни, и додекаэдр становился ПЕЛЕН ТАНом — фракталом Творца. Завоеватели-римляне сотворяли из него то же самое, но огонь должна была «играть» овечья шерсть и нечто, что согревала эта шерсть. Дух обитал и в огненном ПЕЛЕН ТАНе друидов и в додекаэдрах с «наполнителем» римских завоевателей. И огонь, и шерсть – это то, что даёт человеку Тепло Жизни.

В нашей современной реальности «аналогом» ларов является Домовой Дух.

Дом – это семья, это очаг, это хлеб, это наша жизнь. Википедия о ларах говорит следующее: “Ла́ры (лат. lares) — по верованиям древних римлян божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Августин приводит мнение Апулея, что после смерти добрые люди становятся ларами (лат. lares).

Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов.

Виды ларов:

Lares Compitales — компитальных ларов почитали на перекрёстках как покровителей соседской общины и добрососедских отношений. На перекрёстках сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Лары бывают следующие:

Lares Domestici — дома

Lares Familiares — семьи

Lares Patrii — отцовские, возможно, отождествлялись с духами предков

Lares Permarini — моря

Lares Praestitis — государства

Lares Privati — частные (в противовес общественным Lares Publici)

Lares Rurales — земли

Lares Viales — путешественников.

В провинциях лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают ларов с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков. Изображались фамильные и соседские лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители)”.

За века ничего не изменилось, Домовые Духи продолжают свою историю. О них знали не только древние римляне. Их знали ацтеки, майя, поздние индейцы обеих Америк, знали древние египтяне, шумеры, славяне, тюрки и прочая… На сегодня теснее всех с Домовыми контактируют те, кто имеет «допуск». Но это тема другой работы. В интернете на глаза попалось очень интересное фото экспоната Британского музея. В описании сказано, что это мраморное навершие булавы из Древнего додинастического Египта или из времён первой династии, 3100 лет до н.э.

В описании говорится, что рельефная оплётка шара — это змея, где среди её колец изображена птица.

Очевидно, древнеегипетский шарик – это то же, что и римский додекаэдр или ПЕЛЕН ТАН друидов. Использовать его в качестве набалдашника- это причуда и не более. Любой предмет с отверстием годится на эту роль. Шар на фото – это не навершие булавы. Из английского сопроводительного текста следует, что на рельефном изображении птицы присутствуют иероглифы (жаль, что найти лучшего разрешения не получилось). Фонетическое значение иероглифов приведено курсивом в сопроводительном тексте на фото и слабочитаемо, но с большой долей вероятности слово

– это «loer». На русское ухо- лоэр\лар. Лар – это домовой дух древних греков. Но это слово могли прекрасно знать и в Египте, страны сообщались через морские пути региона.

“lár” среди прочих значений переводится как “дом, основа середина, центр”. Nosso lar-наш дом на португальском, и каменный шар Британского музея воплощает собой идею центра и светоча, как и шар друидов. Они родня. Затем идея получила своё развитие в царских круглых державах,как символа центра власти и центра земли.

Поэтому шар – не часть боевой булавы, но может быть навершием жезла. который совмещал в себе и “державу” и жезл.

В интернете нашлась расшифровка иероглифа «птица». Тогда «loer» может оказаться «wer», но с трудом… Иных источников, где подпись под экспонатом читалась бы, не нашлось. В любом случае витающий нематериальный дух лар (домовой) действительно устраивает своё жилище в виде птичьего гнезда.

Гнездо домового обнаружить можно, а вот его самого там не удастся увидеть. Таковы его предпочтения. Мы – люди так же называем свой дом уютным родным гнёздышком. Оплётка на шаре слабо напоминает змею, с этого ракурса нельзя понять есть ли голова у этой змеи, больше оплётка похожа на плоскую двойную верёвку.

Но и образ змеи не противоречит смыслу, ибо кобра на древнеегипетских росписях окружает собой огненный шар. Это архетип римского додекаэдра и ПЕЛЕН ТАНа друидов, эта же идея читается и в экспонате Британского музея – мраморном шаре с птицей.

Как был значим рукотворный ПЕЛЕН ТАН для друида, так же была и остаётся значима икона для христианина. И как могут являть чудеса иконы христиан: исходящий свет, молнии, голос, слезы, мироточение и т.д., так же проявлял себя и светящийся шар друидов – ПЕЛЕН ТАН (додекаэдр). Но ни икона, ни шар ПЕЛЕН ТАН (додекаэдр) не являются инструментами для гадания. Икона так же рукотворна, как и ПЕЛЕН ТАН – древняя его конструкция, которую сейчас называют бронзовым римским додекаэдром. Как имеются свидетельства существования и явления Святых, так существует и является нерукотворный ПЕЛЕН ТАН в виде огненного шара. Увидеть Его дано не каждому, но увидевшему явление запомнится: ШАР – ЖИВОЕ, МЫСЛЯЩЕЕ НЕЧТО, между Ним и Человеком возникает Общение. Друиды общались с нерукотворным ПЕЛЕН ТАНом при помощи ПЕЛЕН ТАНа рукотворного. Это было общение с ОГНЁМ МЫСЛИ – Вселенской Плазмой, с которой всё и началось по воле Творящего, ибо это Его ипостась.

Да, размер раннего ПЕЛЕН ТАНа меньше, чем позднего и целиком стеклянного, но при большем размере, с футбольный мяч или с голову ребёнка, вес неизбежно бы возрос. Непомерно тяжёлый, он бы обрывал кожаную оплётку, передвигаться с такой ношей по лесу было бы невозможно, как если бы друид нёс в руке вериги, тем более, что в те времена велись бурные военные действия, а на друидов была объявлена римлянами охота с целью уничтожения. Железная составляющая конструкции могла иметь на поверхности помимо отверстий рисунки в виде кругов с точками. Смысл и прост, и сложен.

Это миры, следующие один за другим – схема мироздания друидов, бытия вселенной. В книгах Дугласа Монро схема подробно разъясняется.

Глубинный смысл – ИСТОЧНИК. Это и глаз, и сосок материнской груди. Это точка сингулярности – НАЧАЛО Вселенной, это и яйцо курицы, это и Космическое Яйцо. Это ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ, это и голова – мозг и Огонь Мысли, зреющей в недрах. Это и орбиты… Это и наша Земля – наше «гнёздышко», и Солнце-очаг – источник Жизни. Это Начало. Это и символ ПЕЛЕН ТАНа: Огонь, Стекло, Железо – союз стихий. Точка, с которой началась жизнь… Кто её поставил и в чьих руках был карандаш, начавший повествование жизни? Это ТВОРЕЦ. Ребёнок, впервые взявший карандаш, сделавший первую отметку на чистом листе, чтобы из точки вывести букву, – величайший волшебник, сотворяющий информацию… и созданный по Образу и Подобию.

Можно ли сказать, что загадка обрела ответ? Для меня это было всего лишь воспоминанием.

Кстати, ПЕЛЕН ТАН, а вернее его демоверсию может увидеть каждый в сегодняшнем мире: это аптечные шары и церковные лампады.

В интернете сведений о них достаточно. Храм и аптеку мы посещаем, в обоих ищем спасения от недугов телесных и духовных.

1 комментарий к “РИМСКИЙ ДОДЕКАЭДР”

  1. Аноним

    Macehead – 3D model by The British Museum (@britishmuseum) каменный шар можно внимательно изучить, в оплётке действительно змея и 4 птицы. Иероглифов не усматривается и сопроводительного текста для символики птиц нет. Просверлен с двух сторон и для наконечника булавы с двумя отверстиями рискует быть быстро разбитым, но на продетой верёвке для подвеса был бы неплохим символом силы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!